Пре-Планирование (Pre-Plan)

1 октября 2024

Что такое Пре-Планирование для нескольких поездов?

Термин «Пре-Планирование» описывает набор возможных действий и мероприятий, которое помогают со-направить Релизные Поезда (Agile Release Train, ART), входящие в Поезд Решения (Solution Train), и подготовить их к последующему PI Планированию (PI Planning).

Каждый отдельный Релизный Поезд (ART) в Поезде Решения планирует свою работу на регулярном мероприятии, основанном на каденции — PI Планирование. Планы Релизных Поездов, разработанные в рамках PI Planning, агрегируются в План на Интервал Планирования для всего Поезда Решения.

Мероприятия планирования отдельных Релизных Поездов внутри Поезда Решения могут проводиться совместно как одно большое мероприятие «PI Планирование Поезда Решения» (Solution Train PI Planning), так и в более распределённом формате. В любом случае PI Планирование для Поезда Решения является чрезвычайно важным мероприятием по синхронизации всех поездов и поставщиков. В этой статье описываются действия, необходимые для пре-планирования, которые позволяют всем участникам Поезда Решения подготовиться к PI Планированию.

PI Планирование — это, пожалуй, самое важное мероприятие SAFe, поскольку оно обеспечивает со-направленность (выравнивание, согласованность) между бизнесом и технологиями для Релизного Поезда (Agile Release Train, ART) и его заинтересованных лиц относительно следующего инкремента доставки ценности. В контексте Поезда Решения (Solution Train) выравнивание перед PI Планированием абсолютно необходимо, поскольку в отдельных или совместных PI Планированиях участвует несколько Релизных Поездов (ART) и поставщиков. Лидеры Поезда Решения должны обеспечить, чтобы на PI Планирование их Релизные Поезда пришли с пониманием общего видения, целей и задач для предстоящего Интервала Планирования (Planning Interval, PI).

На рисунке 1 показаны практики SAFe, которые помогают Поезду Решения создавать и поддерживать со-направленность во время выполнения Интервала Планирования. «Пре-планирование» описывает действия, которые лидеры Поезда Решения должны сделать для выравнивания Поездов относительно 1) работы над ближайшими Капабилити Поезда Решения и 2) понимания зависимостей между Релизными Поездами (ART), которые им необходимо будет учесть во время собственных мероприятий по планированию интервала.

Рисунок 1. Некоторые мероприятия SAFe и действия, которые помогают создавать и поддерживать со-направленность

Планирование Доставки Капабилити

Беклог Поезда Решения (Solution Train Backlog) управляет частью беклога своих Релизных Поездов (ART) в рамках каждого Интервала Планирования (PI). Чтобы подготовиться к PI Планированию Релизного Поезда, лидеры Solution Train и Agile Release Train обсуждают работу на предстоящий Интервал Планирования и договариваются о перечне приоритизированных Капабилити (Capabilities), элементы которых команды возьмут на предстоящий Интервал Планирования.

Следующий шаг – составление карты Капабилити для Релизных Поездов (в идеале с разделением на фичи, которые уже начинают прорабатывать команды на уровне историй), которые потребуются для их реализации, аналогично Доске Доставки Капабилити, показанной на рисунке 2. Когда это возможно, желательно отразить на карте не только Поезда, но и конкретные команды, чтобы команды каждого Релизного Поезда (ART) понимали, какие вопросы им нужно обсудить вне своего Поезда до или во время своего PI Планирования. Лидеры ART используют эту информацию для подготовки к планированию PI, поскольку эти данные влияют на общий объём задач для планирования на PI, содержание выступлений в начале PI Планирования и расстановке приоритетов в беклоге.

Рисунок 2. Доска Капабилити показывает, как Релизные Поезда и команды будут доставлять Капабилити

Понимание и картирование зависимостей

Выравнивание относительно доставки Капабилити помогает лидерам ART определить некоторые зависимости между Релизными Поездами, которые возникнут при реализации этих возможностей. Но у каждого отдельного Релизного Поезда (ART) есть дополнительная, локальная работа, основанная на Видении Решения, Намерении Решения и Дорожной Карте Решения. Эта локальная работа также может иметь зависимости, которые лидеры Solution Train и Agile Release Train должны выявить до PI Планирования Релизного Поезда.

Артефакт «Доска зависимостей» Поезда Решения показывает работу, которая необходима для одного Релизного Поезда (ART), но ожидается, что будет выполняться другим в предстоящем PI. Доска также может отражать внутренних и внешних поставщиков. Релизные Поезда и их команды используют эту информацию для определения объёма и приоритетов предстоящей работы, а также для понимания, что необходимо будет обсудить с другими Поездами до- и во время своих PI Планирований.

Рисунок 3. Доска зависимостей Поезда Решения

Так как на Доске Зависимостей отображаются только зависимости, Доска зависимостей не заменяет Доску Планирования Поезда Решения, разрабатываемую до- и во время PI Planning.

Выделенная в отдельное мероприятие Мастерская «Пре-Планирование» (Pre-Planning Workshop)

Проведение мастерской «Пре-планирование» — это один из способов обеспечения со-направленности. Другие мероприятия SAFe, такие как Синхронизация Поезда Решения (Solution Train Sync), помогают выравнивать участников в течение Интервала Планирования, и иногда этого бывает достаточно, чтобы подготовить весь Поезд Решения к PI Планированию. Инженер Поезда Решения (Solution Train Engineer, STE) определяет, необходимо ли проведение отдельной мастерской, основываясь на состоянии согласованности отдельных поездов Поезда Решения между собой. Когда мастерская нужна, обычно Поезд Решений организует её за две-четыре недели до PI Планирования. Таким образом, у Релизных Поездов и команд будет достаточно времени, чтобы проработать информацию и учесть требования по координации при подготовке к PI Планированию.

Участниками мастерской «Пре-Планирование» обычно являются лидеры Поезда Решения (Solution Train) и Релизных Поездов (ART), Владельцы Бизнеса и другие заинтересованные лица. Цели и программа мероприятия сильно варьируются в зависимости от разрабатываемого решения, текущего уровня со-направленности внутри Поезда Решения и предстоящей работы. Инженеры Поезда Решения (STE) отвечают за разработку структуры и дизайна мастерской. Они определяют цель мероприятия, желаемые результаты и действия по их достижению. Мастерская «Пре-Планирование» часто включает в себя тематические сессии, на которых представители разных Релизных Поездов (ART) обсуждают какие-то определённые темы. Например, Solution Train Engineer может использовать одну из сессий для определения стратегии реализации будущей возможности (Капабилити) или устранения зависимости между Релизными Поездами и поставщиками.

Как с отдельной мастерской, так и без неё, комплекс действий и мероприятий «Пре-планирование» помогает достичь единого понимания, что планируется сделать на уровне Поезда Решения и какие существуют зависимости между Релизными Поездами в рамках предстоящего Интервала Планирования. Лидеры Solution Train и Agile Release Train готовят эту информацию заранее, чтобы у Релизных Поездов и команд было достаточно времени для проработки информации и координации своей подготовки к Планированию интервала.

Статья подготовлена по материалам Scaled Agile, Inc. и не является официальным переводом статьи «Pre-Plan».

Дополнительно почитать:

Фичи и Капабилити

Мероприятия Scaled Agile Framework

Беклоги Релизного Поезда (ART) и Поезда Решения (Solution Train)

Другие статьи в блоге:

Новая Big Picture SAFe® 6.0
Новый дизайн Big Picture позволяет организациям на начальном этапе знакомства с SAFe проще ориентироваться во фреймворке и сосредоточиться на наиболее важных аспектах, в первую очередь влияющих на бизнес-результаты организации.
Что делать, когда приходят изменения Фичи во время Интервала Планирования?
В статье Алексей Ионов делится своим опытом о том, как решать проблемы, связанные с появлением новых вводных со стороны бизнеса.
Определение Потоков Ценности и Поездов в SAFe
Как организоваться вокруг ценности? Как определить потоки ценности и сформировать поезда для их реализации? Виды потоков ценности. Топология поездов.