Пять вариантов использования трамвая (не поезда) в SAFe

23 мая 2024

Agile Release Tram

Перевод статьи, написанной SAFe Fellow Em Campbell-Pretty для сайта Scaled Agile Framework. Эм является основателем Pretty Agile и одним из пионеров запуска SAFe в организациях. Она запустила первый Agile Release Train в Австралии в компании Telstra в 2012 году.

Что такое трамвай (Agile Release Tram)?

Трамвай (Agile Release Tram) — это Релизный Поезд (Agile Release Train, ART), который меньше рекомендуемого минимального размера в пять команд и/или 50 человек. Такие небольшие поезда мы называем «беби» ART или трамваями. (Мы родом из Мельбурна, Австралия, где находится крупнейшая в мире трамвайная сеть, поэтому мы применяем термин «трамвай». В других странах небольшой поезд называют троллейбусом, трамваем или легкорельсовым транспортом. По сути, это железнодорожная транспортная система, которая меньше поезда.)

Зачем может потребоваться Agile Release Tram?

В SAFe Релизный Поезд (Agile Release Train, ART) – это виртуальная организация от 5 до 12 команд (от 50 до 125 членов команды). Однако не каждая организация, заинтересованная в SAFe, соответствует этому минимальному порогу в 5 команд или 50 человек. С нашей точки зрения, если организация видит ценность в использовании SAFe, то эту точку зрения нужно поддерживать.

Какой поезд является слишком небольшим для SAFe?

Инстинктивно трамвай с одной или двумя Agile командами кажется слишком небольшим для SAFe. Наш самый компактный трамвай состоял из двух команд (см. сценарий использования №2 далее в этой статье), и, возможно, это исключение, подтверждающее правило. Во втором Интервале Планирования (Planning Interval, PI) у этого трамвая уже было три команды, и планируется его дальнейший рост. Рассматривая возможность формирования небольшого поезда или трамвая, нужно учитывать контекст. Мы видим пять сценариев использования, в которых запуск трамвая (а не поезда) может быть полезен для организации.

Сценарий использования №1 – У нас нет пяти Agile-команд

Однажды к нам обратилась организация, которая хотела запустить Agile Release Train, но у него было всего три команды. Я на мгновение задумалась, правильно ли было поддерживать это решение в запуске такого маленького поезда?

Прагматик во мне вспомнил слова Дина Леффингвелла, когда артефакт «Намерение Решения» (Solution Intent) добавлялся в SAFe: «Мы можем либо сказать людям, которым необходимо обеспечить прослеживаемость требований для соответствия регуляторным правилам, что они не могут быть Agile, либо должны предложить им гибкий способ управления соответствия этим требованиям. Мы выбираем второй вариант». Следуя той же логике, я предположила, что либо мы можем сказать организациям, у которых менее пяти команд, что им не подходит SAFe, либо мы можем постараться найти для них эффективный способ использования SAFe.

При таком сценарии в трамваях обычно формируются трамваи, в которых суммарно меньше 50 человек. Однако, как только мы формируем Agile команды правильного размера, то есть до десяти человек в команде, то команд в трамвае становится уже больше трех. Пока остается до конца неясно, является ли ART поездом или трамваем, если он состоит из пяти или шести команд, которые имеют общую миссию, но его численность менее 50 человек.

Однако в любом случае опция «Трамвай» позволяет начать обсуждения, которые часто завершаются успешным внедрением SAFe. Не раз запуск небольших ART вдохновлял организацию продолжать инвестировать в SAFe и запускать больше поездов или трамваев.

Сценарий использования №2 – Я уже обжёгся, поэтому хочу начать с малого

Иногда лидер просто не хочет рисковать и сразу же «подписываться» на значительные изменения с помощью SAFe. Это часто происходит в случаях, когда в прошлом у организации был негативный опыт. Возможность предложить трамвай (или, в одном случае, трамвай с двумя командами мы назвали микроавтобусом) дает организации возможность провести небольшой эксперимент.

Для того, чтобы получить эффект от такого эксперимента, необходимо сформировать минимально жизнеспособный поезд. Вам понадобятся ключевые роли ART (RTE, Менеджер Продукта и Архитектор Систем) и полноценный запуск ART, а далее — соблюдение всех стандартных мероприятий SAFe на основе каденции. Важно «не срезать углы», так как это может привести к тому, что эксперимент провалится или его невозможно будет масштабировать по мере роста уверенности в успехе.

Для трамвая необходимо определить четкие границы, что этот трамвай не делает. По мере роста трамвая до размера поезда эти границы также нужно будет прозрачным образом корректировать и коммуницировать. Вы также должны убедиться, что новые команды, которые вы будете добавлять в трамвай/поезд, будут работать по тем же «правилам», что и уже существующие команды.

Сценарий использования №3 – Сейчас у нас нет достаточного количества людей для ART, но мы планируем расти

На начальном этапе у организации 2-3 команды, но она планирует рост и увеличение количества команд и людей для формирования полноценного поезда (Agile Release Train).
В таких организациях часто уже есть команды, использующие Agile практики. Однако по мере привлечения дополнительных людей и команд, они все-таки хотели бы встроить эти команды в понятную структуру. В отличие от предыдущего сценария использования, здесь область применения ART обычно не меняется, но его ёмкость (способность) доставлять ценность увеличивается с течением времени по мере добавления людей и команд. Переход организации на SAFe с использованием модели «Трамвай» может стать отправной точкой в мир SAFe.

В этом сценарии важное значение имеет то, как мы формируем команды и как мы затем развиваем поезд. Мы рекомендуем начинать с формирования минимально жизнеспособных команд. Чтобы быть жизнеспособной, команда должна обладать достаточным количеством навыков, необходимых для достижения результата, и достаточным количеством избыточности, чтобы продолжать функционировать, когда один из членов команды находится в отпуске. Затем, по мере найма новых людей, добавляйте их в эти команды. Это позволит новым членам команды переиспользовать уже существующие в команде знания об организации.

Со временем по мере найма новых людей команды достигнут максимального рекомендуемого размера в девять или десять человек. Это послужит катализатором для формирования новой команды. Вы можете повторять этот процесс много раз до тех пор, пока не будет сформирован поезд.

Сценарий использования №4 – В некоторых наших потоках ценности работает меньше пяти команд

Четвертый сценарий можно встретить в небольших организациях, где есть много команд. Однако при сопоставлении с потоками ценности оказывается, что некоторые потоки ценности насчитывают менее пяти команд.

Несмотря на то, что ART может обслуживать несколько потоков создания ценности, они должны быть каким-то образом связаны между собой. Работа в ART c нескольким потоками ценности, между которыми нет взаимозависимостей, как правило, демотивирует команды. Многие мероприятия ART теряют свою ценность, когда у команд нет необходимости сотрудничать.

В этом сценарии мы обнаружили, что несколько трамваев, со-направленных внутри потока создания ценности, обеспечивают организации лучший результат, большую прозрачность и ясность целей.

Сценарий использования №5 – У нас осталось несколько команд, которые не попали в Релизный Поезд (ART)

В пятом сценарии у организации есть один или несколько успешных Agile Release Train, а также несколько автономных команд, которые в них не входят. Запуск трамвая (или даже микроавтобуса) дает этим командам возможность работать так же и с той же каденцией, что и Релизные Поезда (Agile Release Train). Несмотря на то, что трамвай c несколькими командами отделен от Agile Release Train, такой подход создает ощущение инклюзивности, которое повышает вовлеченность сотрудников.

Например, мы работали с компанией-разработчиком программного обеспечения, которая использовала ART для создания своего основного продукта. При этом, внутренние ИТ-команды сформировали трамвай из трех команд, чтобы улучшить согласованность с командами по основному продукту.

Если у меня есть Agile Release Tram, в этом случае я применяю SAFe?

Трамвай (Agile Release Tram) — это конфигурация Essential SAFe, и все десять ключевых факторов успеха применимы к трамваям. Как говорит Саймон Синек: «Фреймворки создают возможности для креативности». Трамваи позволяют выходить за пределы Agile Release Train и иметь общий язык, общие способы работы и синхронизированные каденции. Мы снова и снова убеждаемся в том, что трамваи полезны. За всё время использования трамваев мы наблюдали достижение тех же результатов, которые можно было бы ожидать от полноценного Agile Release Train: повышение вовлеченности сотрудников, сокращение времени вывода решения на рынок, а также повышение производительности, качества и предсказуемости. По нашему опыту, трамвай (Agile Release Tram) — это проверенная модель, помогающая организациям начать переход на SAFe или расширить области его внедрения.

Cтатья подготовлена по материалам Scaled Agile, Inc. и не является официальным переводом статьи «Five Use Cases for an Agile Release Tram (aka Small Scale SAFe».

Другие статьи в блоге:

Чек-лист подготовки Релизного Поезда (ART) к PI Планированию
Чек-лист для подготовки Поезда к PI Планированию: готовность поезда к мероприятию, подготовка содержания для Планирования Интервала и пространства для проведения (онлайн/офлайн), а также технические вопросы и канцелярия.
История (Story)
Что такое История? Чем отличаются Пользовательские Истории и Истории Энейблеры? Как написать хорошие Истории? Как декомпозировать и оценивать Истории? Как рассчитать ёмкость команды?
Как создать Фичи правильного размера на Интервал Планирования?
Для успешного выполнения интервала планирования фичи должны как минимум «умещаться» в пределах этого интервала. Если фича большая – ее необходимо декомпозировать на фичи меньшего размера. В статье описываются правила хорошей декомпозиции фич, а также приводятся антипримеры.