Кейс внедрения SAFe в Страховом Доме ВСК

На конец 2023 года в Страховом Доме ВСК - 11 поездов, 70 команд и более 700 сотрудников ежедневно работают в соответствии с фреймворком Scaled Agile Framework (SAFe).

 

SAFe трансформация в ВСК

Страховой Дом ВСК работает с 1992 года и является универсальной страховой компанией, предоставляющей услуги физическим и юридическим лицам на всей территории России. Компания стабильно входит в топ-5 страховщиков страны по сборам.

Сегодня более 33 млн человек и 500 тысяч организаций воспользовались программами и услугами ВСК. Региональная сеть компании насчитывает свыше 500 офисов во всех субъектах России, что дает возможность эффективно сопровождать договоры страхования по всей стране.

Надежность и финансовая устойчивость компании подтверждена рейтингами ведущих российских рейтинговых агентств: «ruAA» – по версии рейтингового агентства «Эксперт РА», АА(RU) – по версии АКРА и АА+.ru – по версии НКР.

Ионов и Партнеры — бронзовый партнер по трансформациям Scaled Agile Inc., обладающий подтвержденным опытом успешных масштабных Lean—Agile трансформаций на основе Scaled Agile Framework®, имеющий в своем портфеле уже более 2000 обученных специалистов SAFe по всем компетенциям, необходимым для успешного запуска и использования фреймворка.

«SAFe – это важный инструмент развития бизнеса, который позволяет сфокусироваться на выполнении единых стратегических целей и задач. Он объединяет коллег из бизнеса и ИТ, помогает принимать оптимальные решения для успешной реализации стратегических программ, начиная от их идеи и заканчивая выводом на рынок и масштабированием.

Одним из преимуществ внедрения SAFe стало создание единой системы управления с четкими и понятными правилами. Эта технология обеспечивает непрерывный цикл улучшений, позволяя нам быстро реагировать на изменения внешней среды и поддерживать высокую адаптивность в динамичном бизнес-мире. Все это делает SAFe незаменимым инструментом для компании.»

Александр Тарновский, Генеральный Директор Страхового Дома ВСК
Александр Тарновский, Генеральный Директор Страхового Дома ВСК

Что было?

В ВСК существовавшая ранее ИТ-архитектура представляла собой комплекс разрозненных информационных систем, реализованных на различных технологических решениях. Значительная доля этих монолитных решений негативно влияла на трудоемкость и скорость реализации доработок.

Например, в системах было выражено значительное дублирование функций. Это негативно сказывалось на однородности уровня автоматизации операционной деятельности и препятствовало построению единого клиентского опыта в различных каналах.

Также раньше было два разных и часто враждующих между собой мира – ИТ и бизнес, которые мало что знали друг о друге. Краеугольная парадигма Agile заключается в том, что бизнес и ИТ теперь стали единой командой, повысилась прозрачность и понимание особенностей и проблематики друг друга.

Оформление каско было возможно в Web Auto, B2B, Jarvis, интернет-магазине и мобильном приложении. Вместе с тем, логика продуктов была реализована в различных системах, из-за чего для поддержания единой продуктовой линейки требовались значительные затраты. Так, функции тарификации и андеррайтинга были реализованы в шести системах: Web Auto, B2B, Jarvis, New Travel, Клиентский кэш, ДМС. AdInsure находился на этапе стабилизации и доработок. Вместе с тем, некоторые функции администрирования полисов располагались вне системы (например, расторжение договоров).

В рамках аналитики данных отсутствовали единые решения очистки и инструменты для быстрого построения отчетности или дашбордов. В связи с этим наблюдались недостаточное доверие к данным и отчетностям и длительные сроки реализации аналитических задач. Аналитика в полной мере не поддерживала бизнес и операционные процессы, не обеспечивалась гибкость и скорость компании для принятия управленческих решений. Все это создавало недостаточный уровень безопасности работы с данными.

Что стало триггерным моментом?

В новой стратегии Страхового Дома ВСК, разработанной в 2020 году, были поставлены крайне амбициозные цели по росту прибыльности бизнеса и внедрению новых технологий с переходом на микросервисную архитектуру. Компания осознала, что текущая на тот момент система управления инициативами не позволяла быстро реагировать на вызовы внешней среды и выпускать новые сервисы. Свежая операционная модель была принята вместе с новой стратегией и подразумевалась для реализации стратегических инициатив.

Поиск решения

Страховой Дом ВСК анализировал опыт западных технологических иностранных компаний. Для обогащения «восточным» опытом была организована поездка в Китай. При выборе подрядчика при разработке стратегии привлекались такие компании, как McKinsey, PWC, BAIN, BSG и Accenture.

Почему SAFe?

Для реализации новых стратегических целей ВСК нужна была масштабная и всеобъемлющая трансформация компании. В этом смысле ВСК отлично подходил SAFe.

SAFe – это «слоенный пирог» из различных методик Agile-подходов, которые помогают связать стратегические цели с портфелем разработки. Это фреймворк для управления компанией, в которой требуется синхронизация многих систем и команд. Модель SAFe прозрачна, структурирована и при этом гибка – она запросто может адаптироваться под вызовы внешней среды.»

Александр Тарновский, Генеральный Директор Страхового Дома ВСК
Александр Тарновский, Генеральный Директор Страхового Дома ВСК

SAFe трансформация

SAFe трансформация ВСК

Запуск первых поездов

В сентябре 2020 года компания запустила первые бизнес-поезда – LifeStyle, Операция Агент и Медицина. Со второго инкремента в ноябре 2020-го был запущен еще один поезд – Новые модели. Затем с третьего инкремента еще через два месяца запустили пятый поезд – Foundation.

На тот момент стратегией больше не было предусмотрено формирование поездов, при этом операционная система прижилась, а сотрудники сами стали выходить с инициативой перевода их команд в формат SAFe.

Сложности, с которыми столкнулись

Потребовалась культурная трансформация в мышлениях людей. Изменения процессов внутри поездов потребовало соответствующих изменений в смежных подразделениях.

Результаты запуска первых поездов

Главный результат от запуска поездов на горизонте 3 лет — это самоокупаемость стратегических инициатив.

Дальнейшие шаги

В середине 2022 года ТОП-менеджмент прошел обучение LPM. Затем компания внедрила портфельное управление всеми инициативами и реорганизовала филиальную сеть с использованием элементов SAFе.

Что есть на данный момент?

По состоянию на сегодняшний день в компании 11 бизнес-поездов, 70 команд и более 700 сотрудников ежедневно работают в соответствии с методологией SAFe.

PI Планирование в ВСК

Что Вы можете сказать о компании «Ионов и Партнёры» и лично Алексее Ионове?

«Алексей был нашим главным консультантом по обучению и внедрению методологии SAFe. Он обучил топ-менеджмент и членов команд первых поездов. Также он участвовал в подготовке первых PI-планирований и первое время сопровождал использование SAFe в компании. Алексей обучил топ-менеджмент бережливому управлению портфелем (LPM).

Тренинги управления по методологии SAFe значительно повлияли на реализацию стратегии нашей компании, повысили компетенции менеджмента, что положительно отразилось на ключевых финансовых показателях. В 2023 году по итогам стратегического цикла компании темпы роста сборов ВСК показали двукратный рост относительно рынка. Спасибо Алексею за помощь в реализации стратегии компании!»

Александр Тарновский, Генеральный Директор Страхового Дома ВСК
Александр Тарновский, Генеральный Директор Страхового Дома ВСК

«Алексей Ионов очень подробно и понятно разъясняет для любого уровня: как новичку или с опытом иных Agile технологий, так и уровню сотрудника будь то специалист, архитектор или топ-менеджер компании. Обучение топ-менеджмента было полезно для понимая своей роли в процессе. Все принципы и инструменты Алексей рассматривает с учетом бизнеса компании, соответственно происходит полное погружение. Спасибо большое Алексею и его команде!»

Ольга Сорокина, член Совета Директоров Страхового Дома ВСК
Ольга Сорокина, член Совета Директоров Страхового Дома ВСК

«Алексей Ионов является превосходным проводником в мир Agile уровня предприятия. Богатый опыт и бэкграунд в ИТ, финансах и управлении позволяют ему свободно и доступно объяснять слушателям сложный мир SAFe.»

Ренат Соколов, ИТ Директор Страхового Дома ВСК
Ренат Соколов, ИТ Директор Страхового Дома ВСК

Выводы

Основной эффект от внедрения методологии компания получила в прозрачности, согласованности, синхронизации работы и в общей ответственности за результат.

Блиц-вопросы

1. Какие были основные бизнес- и/или организационные проблемы до развертывания SAFe?

Долгая непрозрачная работа, сложности в оценке и непонимание между ИТ и бизнес.

2. Какие основные задачи стояли перед внедрением SAFe? Какие были основные цели при внедрении SAFe?

Реализация стратегии, прозрачность процессов, скорость реализации продуктов и технологий.

3. Какие были ключевые вызовы (основные сложности) при внедрении SAFe?

Изменение mindset (мышления) сотрудников.

4. Следовала ли ваша организация дорожной карте внедрения SAFe?

Да, целиком и полностью.

5. Были ли вызовы и сопротивление изменениям культуры?

Да, это перманентный процесс, но с этим можно и нужно работать. В рамках компании этим занимается выделенное подразделение Центра управления изменениями.

6. Является ли бережливое управление портфелем частью вашего внедрения SAFe?

Да.

7. Используете ли вы SAFe Measure & Grow Assessment для определения областей улучшения?

На регулярной основе.

8. С точки зрения улучшения процессов какие основные 3-5 преимуществ ваша организация увидела от внедрения SAFe?

Изменение процесса бюджетирования, приоритизация задач, выделенные на 100% команды.

9. Есть ли что-нибудь уникальное или примечательное в вашей истории SAFe, что другие могут найти интересным для себя?

Нет времени на раскачку – нужно брать и делать, массовый запуск, применение инструментов SAFe в управлении региональной сетью компании.