Первое внедрение SAFe® в российской компании

ИНГОССТРАХ - первый официальный кейс полномасштабного внедрения SAFe® в российской компании.

СПАО «Ингосстрах» — одна из крупнейших российских страховых компаний, стабильно входит в Топ 10 страховщиков РФ. Относится к категории системообразующих российских страховых компаний.

«Ионов и Партнеры» — бронзовый партнер по трансформациям Scaled Agile Inc., обладающий уникальным опытом масштабных Lean-Agile трансформаций на основе Scaled Agile Framework, имеющий в своем портфеле уже более 1000 обученных специалистов SAFe по всем компетенциям, необходимым для успешного запуска и использования фреймворка.

SAFe оказывает сильное положительное влияние на корпоративную культуру компании – объединяет ИТ и Бизнес для совместной работы над задачами, которые принесут максимальную пользу для компании, позволяет видеть всю стратегическую картину наперед, а также повышает ответственность среди всех сотрудников, изменяя их сознание и мышление.

Алексей Клепиков
Алексей Клепиков
Вице-президент по ИТ, СПАО «Ингосстрах»

Что было?

В компании использовался иерархический водопадный подход. В 2016 году компания стала смотреть в сторону agile, изучила опыт в гибких подходах других компаний на основе открытых источников и ознакомительных визитов. В результате в некоторых подразделениях было создано несколько кросс-функциональных команд, частично работающих по Scrum и Kanban.

Что стало триггерным моментом?

Перед компанией встала задача – изменить онлайн канал. Сайт, мобильное приложение не устраивали ни клиентов, ни менеджмент. Руководство дало 3 месяца, чтобы показать бизнес-результат.

Почему SAFe®?

  • Понятная организационная структура (есть разные уровни постановки задач и принятия решений)
  • Детально описано как вовлекать бизнес и что он должен делать
  • Уникальная практика Планирования Инкремента Программы (PI Planning)
  • Управление Портфелем
  • Scaled Agile, Inc. – компания, поддерживающая и постоянно обновляющая фреймворк уже почти 10 лет
  • «Ионов и Партнеры» – зарекомендовавший себя партнер с необходимой экспертизой в Москве.

Посмотрели много вариантов, которые были на рынке: Spotify, LeSS, Nexus. В результате остановились на SAFe, так как он очень структурный, понятный и прозрачный, помогает компаниям перейти в Agile, не делая революционных организационных изменений, как иногда требуют другие фреймворки.

Константин Воронин
Константин Воронин
Руководитель Проектного Офиса компании «Ингосстрах»

SAFe® трансформация:

В рамках 2018 года Ингосстрах запустил 2 поезда (команда команд, Agile Release Train, сокращенно «ART») по двум разным блокам бизнеса: онлайн бизнес в апреле 2018 года и розница (офлайн) в ноябре 2018 года.

Запуск 1-го Релизного Поезда Agile «Онлайн бизнес»: 5 команд, около 70 человек, апрель 2018 года

Кратное описание:

Онлайн Поток Ценности поддерживает все продукты и сервисы через сайт и мобильное приложение Ингосстрах. Этот Поток Ценности поддерживается одним Релизным Поездом Agile (ART), состоящем из 5 команд. Задача – повышение качества и увеличение доли рынка в онлайн-продажах. Общее количество людей, обычно участвующих в Планировании Инкременте Программы составило около 80 человек, включая заинтересованных лиц.

Дорожная карта внедрения:

В компании было проведено полноценное лицензионное обучение в соответствии с ролями:

  • команда трансформации – Leading SAFe®
  • высшее руководство – Executive SAFe®
  • скрам мастера – SAFe® Scum Master
  • владельцы продукта – SAFe® Product owner / Product Manager
  • команды разработки – SAFe® for Teams
  • Команда Систем – SAFe® DevOps (позже)

Для определения потоков создания ценности и формирования Релизных Поездов Agile (ART) была проведена Мастерская «Value Stream Mapping and ARTs Identification», которая помогла:

  • определить операционные потоки ценности
  • определить системы, которые поддерживают операционные потоки ценности
  • определить людей, которые разрабатывают и поддерживают такие системы
  • определить разработческие потоки ценности, которые содержат людей и системы
  • добавить людей, которые необходимы для создания полноценного бизнес-решения
  • определить Поезда, которые реализуют разработческие потоки ценности

Был создан первый бэклог Фич и назначены даты проведения первого PI Planning, на котором участвовали члены команд, Scrum Мастера, Владельцы и Менеджер Продукта, Представители Бизнеса и заинтересованные стейкхолдеры, а также топ менеджмент компании.

В апреле 2018 года был запущен первый Agile Release Train (Онлайн канал, 5 команд, около 70 человек).

Сложности, с которыми столкнулись:

  • Бизнес и ИТ продолжали говорить на разных языках
  • 5 команд работают по-новому, а все остальные в компании продолжают работать по-старому
  • Scrum Мастера и Владельцы Продуктов – новые роли для компании, которые не сразу находят общий язык с командами
  • Требуется время, чтобы команды сработались и научились взаимодействовать по-новому
  • У представителей бизнеса не сразу получается не вмешиваться в работу и работать по-новому, требуется время на обучение
  • Недостаточная вовлеченность бизнеса в связи с их загруженностью операционной деятельностью негативно влияла на принятие решений, так важных для продуктивности команд

Результаты запуска поезда «Онлайн канал»:

  • За первый Инкремент Программы были выполнены задачи, находившиеся в очереди в последние 0,5-1,5 года, а в результате удалось реализовали годовой бэклог за полтора (!) Инкремента Программы (4 месяца), что было неожиданно для всех и пришлось даже искать задачи для дальнейшей работы. Это вдохновило, и многие скептики перестали быть таковыми и стали поддерживать трансформацию.
  • Разработка стала прозрачна, предсказуема и управляема для представителей бизнеса.
  • Был показан финансовый результат, которым бизнес остался доволен.
  • Цикл обратной связи сократился с нескольких месяцев до 2 недель.
  • Задачи стали шире, чем просто разработка для онлайн-канала.
  • Бизнес увидел реальные результаты, и уровень его вовлеченности значительно вырос.
  • Мотивация и продуктивность команд возросла.

Запуск 2-го Релизного Поезда Agile «Розничный бизнес»: 17 команд, около 160 человек, ноябрь 2018 года

Розничный Поток Ценности поддерживает продажи через офисы продаж, партнеров и является одним из самых серьезных блоков продаж в компании. Этот поток поддерживается одним Agile Release Train, который был запущен после того, как ART «Онлайн» завершил 3-й Инкремент Программы. Розничный Agile Release Train состоял из 16 команд и примерно 130 разработчиков. Первое мероприятие PI Planning было довольно большим, в нем приняли участие почти 200 человек, включая всех заинтересованных стейкхолдеров.

Сложности, которые были до:

  • Стейкхолдеры не понимали, как работают ИТ специалисты.
  • Задачи попадали в работу через достаточно большое время, требования устаревали и теряли актуальность.

Запуск

Запуск 2-го поезда проходил в соответствии с дорожной картой развертывания SAFe и включал все основные шаги: обучение, определение потоков создания ценности и формирование поездов, подготовка бэклога Фич и проведение Планирования Инкремента Программы.

Результаты:

  • Бэклог стал прозрачным: бизнес и команды разработки могли его видеть и понимать связи.
  • Бизнес больше вовлекался в процесс, так как видел, что задачи и функционал, о которых договаривались на PI Planning, выполнялись в срок.
  • Темп жизни компании изменился и синхронизировался с Планированиями Инкрементов Программы.

Выводы:

SAFe® – фреймворк, который очень помогает на первом этапе, когда сложно идти в agile «с головой». Установки простые, понятные, структурированные, позволяющие не «ломать», а, наоборот, улучшать и развивать всю систему создания ноу-хау, будь то ИТ системы или бизнес-идеи, воплощаемые в продукты для наших Клиентов.

Алексей Клепиков
Алексей Клепиков
Вице-президент по ИТ, СПАО «Ингосстрах»

SAFe позволяет избежать революций и переходить эволюционно, организовать людей и команды на одном направлении, которые обладают соответствующими компетенциями, и правильно их собрать в поезда и управлять зависимостями. По опыту компании через 1-2 года компетенции в рамках поезда максимально распространяются, зависимости уходят.

Константин Воронин
Константин Воронин
Руководитель Проектного Офиса компании «Ингосстрах»

Рекомендации:

  • Начинайте там, где нужно быстро показать результат, что позволит заручиться поддержкой руководства.
  • Вовлекайте бизнес в работу команд.
  • Не ломайте то, что работает.
  • SAFe неразрывно связан с управлением бизнесом. Анализируйте, согласуйте и выстраивайте единое понимание Потоков Создания Ценности (Value Streams).
  • DevOps крайне важен, анализируйте текущее состояние и внедряйте новые практики.
  • Создавайте единое понимание нового подхода у всех в компании.
  • Используйте помощь только действительно понимающих корпоративный бизнес консультантов для обучения, фасилитации мероприятий и поддержки. Мы рады, что с нами работала компания «Ионов и Партнеры» и лично Алексей Ионов, которому удалось самому провести все (!) необходимые базовые и лицензионные тренинги Scaled Agile Inc., фасилитировать мероприятия SAFe и поддерживать в течение первых инкрементов программ наши команды.

Блиц-вопросы:

1. Каковы основные задачи стояли перед внедрением SAFe®?

Первоначальная цель внедрения Scaled Agile Framework® состояла в ускорении процесса разработки решений, повышении прозрачности и управлении ожиданиями как для разработчиков, так и для владельцев бизнеса.

2. Каковы были ключевые вызовы при развертывании SAFe®?

Одной из главных проблем, с которой мы столкнулись, было изменение процесса общения, которое резко отличалось от того, к чему привыкли люди. Это требовало обучения и постоянной поддержки, чтобы выровнять поведение с «новым способом работы». Вторая проблема заключалась в том, что существующие бизнес-силосы создают конкуренцию приоритетам, что, в свою очередь, создает проблемы, в то время как Фичи готовятся к Инкременту Программы и даже во время их разработки. Ответом на этот вызов является максимальное вовлечение всех сотрудников, участвующих в создании продуктов, внутрь Поездов и минимизация внешних зависимостей, а также обучение максимально широкого спектра специалистов новым подходам.

3. Каковы три основных преимущества, которые организация увидела от внедрения SAFe®, и вы измерили какие-либо конкретные результаты?

  • Сокращение time to market
  • Более предсказуемые результаты/прогнозы
  • Более глубокое участие бизнеса в определении приоритетов
  • Уменьшение конфликтов между Владельцами Бизнеса и разработчиками, так как теперь «все в одной лодке».

4. Если в двух словах, почему это история успеха SAFe®?

До трансформации IT-разработчики находились под огромным давлением со стороны бизнеса с очередью задач «длинной» до 1,5 года. После запуска SAFe для всех было удивительно, что подавляющее большинство этих задач были реализованы во время первого Инкремента Программы! Кроме того, при запуске третьего инкремента заинтересованные лица от бизнеса столкнулись с вызовами с выявлением новых задач, поскольку они не ожидали, что скорость Agile Release Train будет на таком высоком уровне. Еще одним большим достижением является то, что SAFe помог связать топ-менеджеров с командами напрямую, что резко снизило цепочку передачи информации и повысило мотивацию и прозрачность.

5. Есть ли что-нибудь уникальное или примечательное в вашей истории SAFe®, что другие могут найти интересным для себя?

  • Проведение Планирования Инкремента Программы (PI Planning) может показаться на первый взгляд дорогим и нереалистичным мероприятием: нужно оторвать всех от рабочих процессов на 2 полных дня и собрать большое количество человек для обсуждения задач. Однако опыт показывает, что это фантастическая с точки зрения результатов практика, когда огромное количество людей, включая топ-менеджеров, собираются и достигают соглашения о приоритетах и ценности, тем самым повышая эффективность всей компании. В этом мероприятие обязательно стоит инвестировать.
  • Вторым приятным сюрпризом было то, что время выведения некоторые Фич на рынок (time to market) было сокращено в 10 раз, с более чем года до чуть больше месяца.
  • И последнее, но не менее важное, что был совершен переход от установки «разработчики медленно работают» к новому уровню понимания, когда ведутся действительно серьезные стратегические дискуссии вокруг «какие бизнес Фичи действительно важны?», «стоит инвестировать в них или нет?» и «какие Фичи являются всего лишь идеями, не имеющими реальной рыночной ценности?». Такой фокус позволяет выявить реальные вызовы и не играть в иерархическую игру «кто виноват».