PI Планирование

13 марта 2025

Что такое PI Планирование?

PI Планирование (PI Planning) — это мероприятие, которое основано на каденции и задаёт «сердечный ритм» для всего Релизного Поезда (Agile Release Train, ART), выравнивая (со-направляя) команды и лидеров поезда в соответствии с общей миссией, видением и планом, за выполнение которого все берут совместное обязательство. PI Планирование является ключевой и неотъемлемой частью SAFe.

PI Планирование дает множество преимуществ для бизнеса, в том числе:

  • Установление личного контакта «лицом к лицу» между всеми членами Agile команд и заинтересованными лицами
  • Выравнивание (со-направление) разработки с бизнес-целями, бизнес-контекстом, видением и целями на Интервал Планирования каждой команды и всего поезда
  • Выявление зависимостей и содействие взаимодействию между командами и поездами
  • Создание условий для минимизации ограничений и формированию «только необходимого количества» требований со стороны архитектуры и Бережливого Опыта Пользователя (UX)
  • Обеспечение соответствия объёма требований реальным возможностям и ёмкости команд, устранение избытка незавершённой работы (НЗР/WIP)
  • Быстрое принятие решений
  • Создание целостного, прозрачного представления о том, куда и когда будет доставлена ценность

Очное проведение мероприятия планирования, безусловно, имеет свои преимущества: все участники находятся в одном месте и вместе планируют, как они будут выполнять работу. Там, где это возможно, лучше всего выбирать именно очный формат мероприятия. Однако, в некоторых случаях непрактично, чтобы все участники поезда (Agile Release Train, ART) находились в одной географической локации. Тогда стоит рассмотреть онлайн планирование в режиме реального времени. Такой формат также уже доказал свою эффективность. Самое главное для проведения PI Планирования – в мероприятии должны участвовать все члены Agile Release Train.

Как Поезд (ART) готовится к PI Планированию?

PI Планирование — это важное мероприятие, которое требует подготовки, координации и коммуникации. Мероприятие ведёт Release Train Engineer (RTE). В нём принимают участие Владельцы Бизнеса, Менеджмент Продукта, все Agile команды, Архитекторы Систем и Решений, а также другие заинтересованные лица. RTE должен заранее формировать график проведения мероприятий Планирования Интервала, чтобы все необходимые участники заранее знали о датах проведения и могли на них присутствовать. Владельцы Бизнеса являются обязательными и активными участниками этого мероприятия, они обеспечивают следование Бюджетным Направляющим, подтверждая максимально целевое расходование выделенных средств.

Какие вводные должны быть готовы до начала PI Планирования:

Успешное проведение мероприятия «PI Планирование» даёт два основных результата:

  • Цели на Интервал Планирования, за выполнение которых взяты обязательства (Committed PI objectives) – каждая команда формирует свои цели на предстоящий Интервал (PI), а Владельцы Бизнеса присваивают этим целям бизнес-ценность по шкале от 1 до 10.
  • Доска Планирования Релизного Поезда (ART planning board) – На доске отражаются периоды, в которые ожидается доставка новых Фич, зависимости между командами при разработке отдельных Фич и важные вехи (события), которые ожидаются в течение Интервала Планирования.

Чтобы мероприятие прошло успешно, требуется подготовка по трём основным направлениям:

  • Организационная готовность
  • Готовность содержания (контента)
  • Готовность логистики

Далее в статье мы рассмотрим более подробно эти три области подготовки.

Организационная готовность

До PI Планирования необходимо обеспечить, чтобы все участники мероприятия, заинтересованные лица и Владельцы Бизнеса были со-направлены (выравнены) вокруг стратегии, а все важные роли SAFe закреплены за конкретными людьми.

Для того, чтобы достичь организационной готовности, организаторы мероприятия должны учесть:

  • Объём и контекст мероприятия планирования – Понятен и ограничен ли объём (продукт, система, технологическая область) для обсуждения внутри планирования? Знаем ли мы, какие команды должны участвовать в мероприятии и вместе планировать?
  • Со-направленность внутри бизнеса – Достигнута ли договоренность о приоритетах между самими Владельцами Бизнеса?
  • Agile команды – Есть ли у нас Agile команды? Все ли члены команды являются выделенными для своей команды? Определены ли Скрам Мастер/Коуч команды и Владелец Продукта для каждой команды?

Готовность содержания

Для PI Планирования также крайне важно иметь чёткое видение и понимать контекст содержания обсуждений, а также обеспечить участие необходимых заинтересованных лиц в мероприятии (как носителей этого содержания). Таким образом, к PI Планированию должны быть подготовлены следующие выступления:

  • Выступление топ-менеджмента – вводное выступление, которое описывает и определяет текущий бизнес-контекст.
  • Презентация видения продукта – Менеджмент Продукта представляет видение продукта, включая 10 высокоприоритетных Фич в беклоге Релизного Поезда.
  • Презентация видения архитектуры – выступление описывает текущее и будущее состояние архитектуры, представляет новые Энейблеры, их связь и влияние на Фичи, а также нефункциональные требования (NFR), связанные с предстоящим Интервалом Планирования (PI).

Готовность логистики проведения мероприятия

Подготовка мероприятия с большим количеством участников — нетривиальная задача. Для того, чтобы мероприятие прошло гладко, необходимо тщательно продумать организацию помещений при очном проведении PI Планирования. Для подключения удалённых участников к офлайн мероприятию или для проведения полностью распределённого PI Планирования требуются инвестиции в необходимую техническую инфраструктуру.

Для успешного проведения мероприятия необходимо подготовить:

  • Помещения для офлайн мероприятия / Пространства для онлайн мероприятия – Каждая локация, где происходит планирование, и/или онлайн пространство нуждается в предварительной подготовке.
  • Технологии и инструментарий – Доступ к информации и инструментам в режиме реального времени для поддержки распределённого планирования целиком или обеспечения вовлеченности отдельных удалённых участников.
  • Каналы коммуникации – Должны быть доступны основные и дополнительные аудио- и видеоканалы для общения, а также каналы для демонстрации презентаций.

В данной статье основное внимание уделяется мероприятию планирования для одного Релизного Поезда (ART). Однако крупные потоки ценности могут содержать несколько внутренних Agile Release Train и еще дополнительно поставщиков. В этом случае может потребоваться координация нескольких мероприятий «PI Планирование» между собой. Дополнительную информацию о том, как координировать работу нескольких Поездов, можно найти в статьях «Предварительное планирование» и «Координация и доставка».

Как проводить PI Планирование?

У PI Планирования есть стандартная программа, которая начинается с презентаций бизнес-контекста, продуктового и архитектурного видения, контекста мероприятия. За этими выступлениями следуют прорывы команд, в ходе которых команды создают высокоуровневые планы работ на предстоящие Итерации и разрабатывают цели на весь Интервал Планирования, за выполнение которых они готовы взять на себя обязательства. Организационно мероприятие ведёт Инженер Релизного Поезда (Release Train Engineer, RTE), которому помогают Скрам Мастера/Коучи Команд. На мероприятии обязательно присутствуют все участники поезда (ART).

PI Планирование проводится в течение дополнительной Итерации, которая называется «Итерация инноваций и планирования» (IP Итерация). Это позволяет избежать влияния на ёмкость других итераций, во время которых Agile команды разрабатывают и доставляют ценность. Мероприятие в очном формате занимает два дня. При проведении планирования в нескольких часовых поясах или онлайн, организаторы со стороны Agile Release Train могут увеличить этот временной интервал.

На рисунке 1 приведена стандартная программа очного мероприятия.

Рисунок 1. Стандартная программа двухдневного PI Планирования

Программа: День 1

  • Бизнес-контекстВладелец Бизнеса или руководитель высшего звена представляет видение портфеля и описывает текущее состояние бизнеса и то, насколько эффективно существующие решения отвечают текущим потребностям клиентов.

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что неправильно смешивать детальное подведение бизнес-итогов за предыдущий интервал с одним из вводных выступлений на мероприятии Планирования Интервала. В SAFe присутствует отдельное специализированное мероприятие, такое же масштабное, как и PI Планирование, в котором специально отводится время на подведение и обсуждение итогов предыдущего интервала. Называется мероприятие «Инспект-Адапт» и проводится оно непосредственно перед Планированием Интервала. Бизнес-контекст – это прежде всего обзор текущего состояния бизнеса, которое обосновывает продуктовое Видение, которое хотелось бы достичь за ближайший интервал и о котором дальше расскажет продуктово-архитектурная команда.

Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры
Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры
  • Видение продукта/решенияМенеджмент Продукта представляет текущее видение продукта/решения (обычно с указанием +/- 10 высокоприоритетных фич, которые необходимо выполнить в ближайшее время). Менеджеры Продукта подсвечивают изменения, которые произошли после предыдущего PI Планирования, и обращают внимание на значимые события/вехи предстоящего интервала.
  • Архитектурное видение и практики разработкиАрхитектор Систем представляет видение архитектуры. Кроме того, технические лидеры, технологи, DevOps специалисты, инженеры по разработке могут анонсировать изменения в практиках разработки. Например могут быть озвучены изменения в автоматизации тестирования, новые DevOps техники, Непрерывная Интеграция и Непрерывное Развёртывание, которые команды начнут применять с предстоящего PI.
  • Контекст планирования и обедRelease Train Engineer (RTE) рассказывает, как будет проходить процесс планирования и какие результаты ожидаются от мероприятия.
  • Прорыв команд #1 – Во время 1-го прорыва Agile команды оценивают свою ёмкость для каждой итерации и определяют элементы беклога, которые им, скорее всего, потребуются для реализации Фич. Таким образом каждая команда создаёт предварительные планы, итерация за итерацией. Эти планы видны всем участникам мероприятия.

Во время прорыва команды выявляют риски и зависимости, а также разрабатывают предварительные цели на Интервал Планирования (PI Objectives). Цели на PI обычно также включают в себя «Цели без [100%] обязательств» (Uncommitted Objectives). «Цели без обязательств» — это цели, которые включаются в общий план на Интервал Планирования (иными словами, под них есть определённые и включённые для достижения этих целей Истории), но при этом команда не может взять на себя полные обязательства по их выполнению из-за слишком большого количества неизвестных или рисков.

При этом «Цели без обязательств» не являются дополнительными задачами, которые «будут выполнены, когда появится на них время». «Цели без обязательств» повышают надёжность плана и заблаговременно предупреждают руководство о тех целях, которые Agile Release Train может не достичь. Команды также размещают все Фичи и, если есть, связанные с ними зависимости на Доску планирования ART, как показано на рисунке 2.

Обращаю внимание на использование термина «Objectives» в оригинале для обозначения Целей на интервал. Цели на интервал должны высокоуровнево описывать результаты, которых достигнет конкретная команда или в отдельных случаях поезд в целом за интервал и не могут включать в себя обязательства за рамками собственной команды или поезда.

Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры
Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры

Рисунок 2. Доска Планирования ART, которая отражает Фичи и зависимости

  • Обзор предварительных планов – Во время обзора предварительных планов каждая команда представляет результаты своей работы за 1-й день планирования: ёмкость и загрузка команды, предварительные цели на Интервал Планирования, потенциальные риски и зависимости. Владельцы Бизнеса, Менеджмент Продукта, другие команды поезда и заинтересованные лица совместно рассматривают предварительные планы и фиксируют финальные комментарии со своей стороны.

На практике очень важно заранее проговорить с Владельцами Бизнеса и заказчиками, заинтересованными лицами, что Обзор предварительных планов служит для фиксации, но не для глубокого обсуждения и разрешения всех вопросов. Такое обсуждение на весь поезд может быть непродуктивным, а порой сильно демотивирующим фактором для участников команд. Владельцы Бизнеса и все заинтересованные лица собираются на более «закрытое» мероприятие (см. ниже) для решения проблем, кроме того, они должны максимально проактивно взаимодействовать с командами с начала и до конца каждого прорыва.

Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры
Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры
  • Рассмотрение на уровне менеджмента и решение проблем – Предварительные планы, скорее всего, выявят такие сложности, как слишком большой объём работ, ограничения по персоналу и ресурсам, а также зависимости. Во время встречи по решению проблем руководство может обсудить изменения в объёме работ и решить другие проблемы, внеся определённые корректировки в планирование. RTE фасилитирует это обсуждение и не позволяет основным заинтересованным лицам разойтись до тех пор, пока не будут приняты решения, которые позволят достичь целей интервала.

Примечание: После 1-го дня планирования Поезд Решения, как правило, проводит дополнительную встречу на уровне менеджмента. На этой встрече лидеры Поезда Решения обсуждают результаты планирования 1-го дня Релизных Поездов и решают проблемы, связанные с зависимостями между Поездами. В качестве альтернативы, RTE задействованных поездов могут организовать отдельную встречу, чтобы обсудить друг с другом проблемы, которые потом будут вынесены на рассмотрение со стороны менеджмента. Инженер Поезда Решения (Solution Train Engineer, STE) фасилитирует обсуждение и помогает найти решение проблем между Релизными Поездами (ART).

Программа: День 2

  • Корректировки планирования – На следующий день мероприятие начинается с того, что руководство представляет командам поезда изменения в объёме планирования, людях и ресурсах, которые были приняты на встрече менеджмента в предыдущий день.
  • Прорыв команд #2 – Команды продолжают планирование и вносят соответствующие корректировки на основе озвученных изменений. Команды финализируют свои цели на Интервал Планирования. Владельцы Бизнеса присваивают целям команд бизнес-ценность по шкале от 1 до 10, как показано на рисунке 3.

Рисунок 3. Список целей команды на Интервал Планирования с присвоенной бизнес-ценностью

  • Обзор финальных планов и обед – Все команды представляют свои финальные планы всем участникам PI Планирования во время этой сессии. В конце своего выступления каждая команда озвучивает свои риски и препятствия и предоставляет риски RTE для дальнейшего использования во время ROAM-инга рисков (см. ниже). После представления своего плана каждая команда спрашивает Владельцев Бизнеса, принимают ли они этот план. Если Владельцы Бизнеса принимают озвученный план, то команда фиксирует свои цели. В очном планировании с этой целью лист с целями команды иногда переносится на «общую стену» принятых целей, чтобы все участники планирования могли видеть агрегированные цели Поезда в режиме реального времени. Если у Владельцев Бизнеса возникнут сомнения в представленном плане, то команды должны будут скорректировать план для решения выявленных проблем. Затем команда представляет свой пересмотренный/обновленный план.
  • ROAM-инг рисков Релизного Поезда на Интервал Планирования (ART PI Risks ROAMing) – В ходе планирования команды выявляют риски и препятствия, которые могут повлиять на их способность достичь поставленных целей. Риски уровня Поезда обсуждаются с участием всех команд, менеджмента и заинтересованных лиц, с участием всего Поезда. Один за другим риски обсуждаются и открыто перемещаются в одну из следующих категорий:
    • Решённые (Resolved) – Команды соглашаются, что риск больше не вызывает беспокойства и не является проблемой.
    • Взятые (Owned) – Кто-то в Поезде берёт на себя персональную ответственность за риск, поскольку он не может быть устранён во время PI Планирования.

    На практике не всегда удается заранее включить в поезд людей, которые смогут взять на себя ответственность за некоторые риски, поэтому допускается принимать это решение непосредственно на обсуждении рисков. Для этого такой ответственный должен всё же участвовать в Планировании и стать подотчётным поезду в части выполнения взятых по риску обязательств. Одновременно, поскольку в соответствии с определением Agile команды, на уровне команды ответственность является командной, считается плохой практикой, когда в квадранте «Owned» появляются фамилии участников команд поезда. Рекомендуется в таком случае подготовить план смягчения и рассматривать такой риск как «Mitigated». .

    Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры
    Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры
    • Принятые (Accepted) – Некоторые риски являются просто фактами или потенциальными проблемами, с которыми ничего нельзя сделать. Их необходимо оценить и принять.
    • Смягчённые (Mitigated) – Команды определяют план по снижению влияния риска.

    Рисунок 4. Пример Доски ROAM-инга

    • Голосование уверенности (Confidence vote) в двух частях – Чтобы оценить готовность финального плана, каждая команда проводит голосование с помощью техники голосования «пять пальцев» при очном мероприятии или с помощью цифрового инструмента в онлайн формате. Первое такое голосование часто происходит ещё во время последнего прорыва команд. Помимо этого, после обработки рисков ART на Интервал Планирования (ROAM-инга рисков), весь ART проводит голосование «пять пальцев» при очном формате или с помощью цифрового инструмента в онлайн формате. Если средний показатель уверенности составляет три или выше, то менеджмент принимает обязательства поезда. Если средний показатель уверенности ниже 3х, то Agile Release Train дорабатывает свой план. Любой участник, кто голосует двумя пальцами или меньше, должен иметь возможность высказать свои опасения. Озвученные сомнения в достижении целей могут быть добавлены в список рисков, потребовать перепланирования или предоставления дополнительной информации.

    Как правило, на практике голосование уверенности проводится в следующие моменты времени: а) на уровне каждой команды в конце первого прорыва, чтобы команда могла оценить, насколько они уверены в предварительном плане, б) на уровне каждой команды в конце второго прорыва, чтобы команда могла оценить, насколько они уверены и готовы презентовать финальный план, в) на уровне команды в рамках финального голосования уверенности, чтобы команда подтвердила для себя уверенность после обсуждения рисков и г) на уровне всего поезда в целом, где команды и все участники планирования голосуют за уверенность в выполнении всех целей поезда в целом (а не только одной/своей команды).

    Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры
    Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры

    Agile-команды и ART целиком проводят голосование уверенности, которое указывает на следующее обязательство:

    • Команды соглашаются сделать всё, что в их силах, для достижения согласованных целей
    • Если фактические обстоятельства диктуют, что цель недостижима, команды соглашаются немедленно эскалировать проблему, чтобы можно было принять меры по исправлению ситуации

    На практике часто возникает вопрос, связанный с голосованием уверенности, касающийся целей без обязательств (без уверенности) – «голосует ли команда за них?». Да, за них также команда голосует, однако смысл отданного голоса за цели без обязательств будет отличаться. Голосуя за цели, команда утверждает, что: а) «обычные» цели будут с высокой вероятностью достигнуты и б) по целям без обязательств команда запланировала работу по ним, исходя из текущего понимания необходимого объёма, и будет делать всё возможное, чтобы их достичь. При этом всеми принимаются риски, из-за которых такие цели будут достигнуты только частично или не будут достигнуты вовсе. Исходя из этого, в рамках PI Планирования не могут присутствовать и быть принятыми в любом виде цели, по которым явно не запланирована работа. Для ускорения процесса голосования оно проводится за все цели команды сразу, а не по отдельности за каждую из целей, и далее, при наличии низкой уверенности, уже запускается обсуждение конкретной «проблемной» цели.

    Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры
    Алексей Ионов, Executive Lean-Agile коуч, Ионов и Партнеры
    • Доработка при необходимости – При необходимости команды корректируют свои цели до тех пор, пока у них не будет достаточной уверенности в достижении запланированных результатов. Выделение дополнительного времени на планирование – это как раз тот случай, когда со-направленность и стремление выполнить взятые обязательства ценятся выше, чем соблюдение временных рамок мероприятия.
    • Ретроспектива Планирования и движение вперёд – В завершении PI Планирования RTE проводит краткую ретроспективу самого мероприятия, чтобы зафиксировать, что прошло хорошо, что не получилось и что нужно сделать лучше в следующий раз.

      Что происходит после PI Планирования?

      • Дальнейшие шаги – Как правило, далее следует обсуждение дальнейших шагов, а также озвучивание финальных инструкций для команд, в том числе:
        • Уборка помещений, используемых для планирования (если применимо)
        • Перенос Целей команд и Историй на Интервал в инструментарий для Agile управления жизненным циклом (ALM)
        • Демонстрация календарей с мероприятиями уровня команд и всего Agile Release Train
        • Определения мест и времени для проведения Планирования Итераций и Синхронизаций Команд

        После мероприятия планирования RTE и другие заинтересованные лица ART агрегируют цели команд на Интервал Планирования в цели всего Поезда на Интервал Планирования (Рисунок 5). В дальнейшем такие агрегированные цели Поезда могут использоваться для внешней коммуникации и отслеживания прогресса Поезда в достижении этих целей.

        Менеджмент Продукта уточняет дорожную карту с использованием целей Поезда на Интервал Планирования (PI), корректируя прогноз для следующих Интервалов Планирования с учётом прошедшего мероприятия.

        Рисунок 5. Цели Поезда на Интервал Планирования (ART PI Objectives)

        Команды покидают мероприятие PI Планирования с предварительно заполненным беклогом на предстоящий Интервал. Они переносят цели, планы и риски своей команды в свою обычную рабочую зону или заносят результаты планирования в свой цифровой инструмент, чтобы он в точности соответствовал решениям, принятым на мероприятии. Риски, которые находятся на уровне Поезда, остаются в ведении RTE. Он/она обеспечивает, что лица, ответственные за снятие риска или снижение его вероятности, получили необходимую информацию и активно управляют/работают с такими рисками. Доска Планирования ART в идеале поддерживается в актуальном состоянии физически или в цифровом инструменте на протяжении всего Интервала Планирования (PI), что позволяет управлять зависимостями и важными событиями/вехами.

        Самое главное, чтобы поезд выполнял Интервал Планирования, отслеживая прогресс в достижении целей и корректируя свою работу по мере появления новых знаний. Выполнение Интервала Планирования начинается с того, что все команды проводят Планирование первой Итерации, используя свои планы, подготовленные во время мероприятия в качестве отправной точки. Команды возвращаются к материалам прошедшего планирования и на всех последующих планированиях итераций. Однако, поскольку во время мероприятия PI Планирования разрабатывались высокоуровневые планы и не учитывались детали всех критериев приёмки на уровне Историй, во время каждого Планирования Итерации команда будет корректировать план своих работ на эту Итерацию исходя из динамики реальных событий.

        Статья подготовлена по материалам Scaled Agile, Inc. и не является официальным переводом статьи «PI Planning».

        Дополнительно почитать по теме:

        Чек-лист подготовки Релизного Поезда к PI Планированию

        Цели на Интервал Планирования

        Присвоение бизнес-ценности на Интервал Планирования

        Предварительное планирование

        Координация и доставка

        Фичи и Капабилити

        Как создать Фичи правильного размера на Интервал Планирования

        Истории

        Что делать, когда приходят изменения Фичи уже во время начатого Интервала Планирования

Другие статьи в блоге:

Инспект-Адапт (Inspect & Adapt, I & A)
Что такое Инспект-Адапт? Как проводить это мероприятие? Программа, участники, результаты.
SAFe для разработки аппаратного обеспечения
Как SAFe может использоваться в разработке аппаратного обеспечения? В статье выделяется шесть универсальных принципов такой разработки и рассматривается их применение.
4 свойства продукта в современной продуктовой разработке
Свойства продукта: желаемый (desirable), осуществимый (feasible), жизнеспособный (viable) и устойчивый (sustainable).