Стратегические Темы

20 марта 2024

Что такое Стратегические Темы?

Стратегические темы (Strategic Themes) — это бизнес-цели уровня портфеля, которые обеспечивают конкурентную дифференциацию и стратегическое преимущество. Они задают бизнес-контекст для стратегии всего портфеля и принятия решений, а также отражают стратегические намерения предприятия.

Стратегические темы являются важным инструментом для информирования Agile команд и Релизных Поездов (Agile Release Train, ART) о бизнес-целях организации, выравнивая таким образом их цели с целями предприятия в целом. Стратегические темы обеспечивают организационную прозрачность, что способствует эффективному децентрализованному принятию решений, и гарантируют, что работа потоков ценности основана на измеримых бизнес-результатах.

Стратегические темы связывают стратегию предприятия с портфелем, как показано на рисунке 1. Они отражают стратегические компоненты, такие как Видение Предприятия, конкурентная среда и существующий контекст портфеля, в виде кратких, измеримых и предусматривающих конкретные действия целей. Стратегические темы рекомендуется формулировать в формате «Цели и Ключевые результаты» (Objective and Key Results, OKR). OKR пишутся простым бизнес-языком, показывая, на что будет нацелен портфель. Это дает ясность, необходимую для децентрализованного принятия решений, как лицам, принимающим решения, так и всем участникам на всех уровнях в организации.

Рисунок 1. Стратегические темы связывают стратегию предприятия с портфелем SAFe

Лидеры портфеля используют стратегические темы для управления портфелем и для информирования ART и команд о ценности, которую организация ожидает получить от разрабатываемых или обслуживаемых ими решений. В свою очередь ART и команды сохраняют со-направленность с бизнес-целями организации, опираясь на стратегические темы при определении и выполнении работы в формате эпиков и фич.

Выделение стратегических тем обеспечивает, что все решения будут связаны со стратегией предприятия, предотвращая отклонение результатов портфеля от бизнес-намерений организации.

Совместная работа по стратегическим темам

Руководители предприятия, Архитекторы Предприятия, Команда Бережливого Управления Портфелем (Lean Portfolio Management, LPM) и заинтересованные лица портфеля, такие как советники, стратегические и финансовые консультанты, совместно разрабатывают стратегические темы (рис. 2). Вместе они обладают стратегической, коммерческой и технической экспертизой, необходимой для преобразования корпоративной стратегии в успешную стратегию портфеля.

Рисунок 2. Заинтересованные лица предприятия и портфеля сотрудничают для создания стратегических тем

Эти лидеры собирают ключевые вводные данные, генерируют стратегию портфеля, которая позволяет реализовать стратегию предприятия, и разрабатывают стратегические темы, которыми будут руководствоваться Agile команды и Agile Release Train внутри портфеля. Эта группа лидеров регулярно встречается, чтобы измерить, скорректировать и уточнить стратегические темы. Многие организации ежегодно формулируют новые стратегические темы, а также решают, какие из них должны сохраниться еще на год.

За успех портфеля отвечают указанные выше лидеры. Таким образом, их участие в создании стратегических тем является обязательным и не должно быть делегировано.

Формулирование стратегических тем

Стратегические темы берут свое начало из видения и стратегии предприятия. Безусловно, Scaled Agile Framework нацелен прежде всего на создание решений, а не на разработку видения и стратегии организации. При этом фреймворк уделяет особое внимание видению и стратегии, так как в SAFe организации они играют важную роль для достижения бизнес-результатов. В процессе формулирования стратегии портфеля стратегические темы со-направляются в соответствии с видением и стратегией предприятия.

На рисунке 3 показаны шесть ключевых вводных, которые предоставляют стратегическую, коммерческую и техническую информацию, необходимую для формулирования стратегии портфеля. Описание и пример каждого из них приведены ниже.

Рисунок 3. Шесть вводных для разработки стратегии портфеля

#1 Видение Предприятия

Видение Предприятия – Это «путеводная звезда», которая задает единое направление для всех сотрудников. Видение отвечает на вопрос: «Для чего мы существуем?» Например, Amazon существует для того, чтобы «быть самой клиентоцентричной компанией на Земле». Netflix существует для того, чтобы «развлекать весь мир». Высшее руководство разрабатывает Видение Организации. Видение является долгосрочным и, как правило, меняется только после значительного события, такого как: смена генерального директора, слияние, крупное поглощение или смена бизнес-модели.

Видение Предприятия включает в себя 3 элемента, которые вместе отвечают на вопрос «Для чего существует компания?»:

  • Основные ценности — это ключевые убеждения, которые служат фундаментом для организации. Основной вопрос: «Кем мы являемся?»
  • Презназначение – это долгосрочная причина, ради которой организация существует. Основной вопрос: «Что мы меняем в этом мире?
  • Миссия — это убедительная, четкая, амбициозная, но достижимая цель, которая создает энергию и фокус на всем предприятии. Вместе они создают сильное «для чего» для компании. Основной вопрос: «Какую глобальную цель мы хотим достичь?»

#2 Стратегия Предприятия

Стратегия Предприятия описывает, как компания будет выполнять свою миссию с помощью своих продуктов и услуг, клиентов, финансового положения, людей, бизнес-модели и партнерских отношений.

Корпоративная стратегия — это план конкретных действий, направленный на то, чтобы:

  • Для бизнес-организации – как занять более выгодное положение на рынке, чем его конкуренты?
  • Для общественной или некоммерческой организации – как лучше выполнять свою миссию?

Стратегия предприятия отвечает на вопрос: «Что мы будем делать, чтобы завоевать рынок?» Например, стратегию выхода на новые рынки можно описать фразой «увеличить свою долю на целевых развивающихся рынках на 3% за счет стратегического партнерства и инновационных продуктовых предложений.”

Руководители предприятий разрабатывают и регулярно уточняют стратегию предприятия, реагируя на меняющиеся потребности бизнеса. Стратегия обычно разрабатывается на несколько лет и оформляется в виде OKR или другого формата, подходящего для предприятия. Она создается собственными силами или с помощью внешних консультантов.

Как правило, часть корпоративной стратегии связана с доставкой цифровых решений, что является прерогативой SAFe. Эта часть должна быть идентифицирована и включена в описание стратегии портфеля и связанных с ней стратегических тем.

#3 Контекст Портфеля

Контекст Портфеля описывает текущее состояние решений, входящих в этот портфель, и их производительность, измеряемую ключевыми показателями эффективности (KPI) потока создания ценности. Информация о текущем состоянии решений является основой для разработки новых эпиков и фич.

Контекст портфеля может содержать большой объем различной информации. Только лидеры портфеля могут решить, какие именно элементы этой информации будут использоваться в качестве отправной точки для дальнейшего развития. Это позволяет получить однозначный ответ на вопрос: «С чего мы начинаем?».

Например, контекстом портфеля страховой медицинской компании, скорее всего, будет экосистема ее решений, которая поддерживает продажу страховых продуктов, привлечение новых клиентов, администрирование инвестиционных инструментов, обслуживание счетов и обработку претензий.

#4 Конкурентная среда

Стратегия развития продуктов и услуг не может быть сформулирована в вакууме. Лидеры портфеля отвечают на вопрос «С кем и как мы конкурируем?». Для ответа на этот вопрос необходимо провести конкурентный анализ, который выявляет наиболее существенные угрозы для бизнеса и возможности для увеличения существующей доли рынка.

Например, конкурентный анализ для компании, предоставляющей финансовые услуги, может показать, что у нее надежная агентская сеть, которая поддерживает ее позиции в небольших городах. Тем не менее, отсутствие цифровых решений ограничивает возможности агентов в конкурентной борьбе.

#5 Финансовые цели

Финансовые цели, достижение которых должны обеспечить решения, являются обязательными вводными для формулировки стратегии портфеля. Каждое предприятие руководствуется определенным набором финансовых целей, которые отвечают на вопрос: «Как мы измеряем производительность компании?».

Например, финансовая цель может заключаться в том, чтобы «каждый год увеличивать выручку на 10% по сравнению с предыдущим годом.”

#6 Отличительные компетенции

Эффективные стратегии строятся на уникальных преимуществах, которые отличают решения организации от других решений на рынке. Конкурентное преимущество предприятия проясняется путем ответа на вопрос: «В чем мы лучше, чем кто-либо другой?».

Лидеры портфеля должны подумать о том, как стратегия портфеля может использовать конкурентные преимущества для снижения угроз.

Например, телекоммуникационная компания может обладать беспрецедентным опытом в создании и обслуживании сетевой инфраструктуры нового поколения, но уступать конкурентам в возможностях поддержки клиентов.

Создание стратегии портфеля

На основе рассмотренных выше исходных данных лидеры предприятия и портфеля, а также заинтересованные лица разрабатывают стратегию портфеля и пишут стратегические темы. Несмотря на то, что не существует единого способа фасилитировать эти обсуждения, для определения дифференцирующих бизнес-целей предприятия, часто используется итеративный цикл: сбор идей, их уточнение и финальное утверждение.

Стратегические темы должны быть написаны простым бизнес-языком, с четкими показателями (измерениями). Если они будут достигнуты, они принесут бизнес-результаты, которые будут продвигать стратегию предприятия. Они могут быть написаны в виде простой фразы, более предпочтительный вариант — в формате OKR, как показано на рисунке 4. OKR обеспечивают простой и структурированный подход для создания со-направленности и вовлечения в работу над измеримыми и амбициозными целями. Каждая цель сопровождается тремя-пятью ключевыми результатами, которые часто представляют собой сочетание опережающих и запаздывающих показателей. Дополнительные рекомендации по написанию стратегических тем в формате OKR см. в статье «Применение OKR в SAFe».

Рисунок 4. Пример стратегической темы в формате OKR

Помимо стратегических тем первоначальные бюджеты потока создания ценности формируются на основе стратегии портфеля. Эти бюджеты финансируют и поддерживают людей, которые разрабатывают решения, обеспечивающие реализацию стратегии. Стратегические темы и бюджеты потоков создания ценности обеспечивают наличие людей и ресурсов, а также создают ясность для достижения стратегических результатов.

Управление портфелем

“Без стратегии исполнение не имеет смысла. Без исполнения стратегия бесполезна». Эту фразу часто приписывают Моррису Чангу, основателю и бывшему CEO тайваньской полупроводниковой производственной компании.

Стратегические темы направляют поведение и принятие решений по всему портфелю, обеспечивая, что Agile команды и Agile Release Train выравнены с портфелем и стратегиями предприятия. Это влияние начинается с принятия решений и проведения мероприятий на уровне портфеля, как показано на рисунке 5, которые, в свою очередь, управляют всеми аспектами внедрения SAFe.

Рисунок 5. Стратегические темы направляют принятие решений по всему портфелю

В следующих разделах описывается, как стратегические темы управляют каждым из этих элементов портфеля.

Видение Портфеля и Беклог Портфеля

Стратегические темы оказывают непосредственное влияние на Видения Портфеля. Они могут влиять на решения, партнеров, ключевые виды деятельности, сегменты клиентов, потоки доходов и другие элементы бизнес-модели в канве портфеля. Они также дают представление о эпиках, необходимых для достижения видения, выступая в качестве критериев принятия решений в беклоге портфеля.

Видение Решения

Стратегические темы влияют на Видение Решения и беклоги на всех уровнях. Они помогают вычислить значения Weighted Shortest Job First (WSJF) и установить приоритеты для Эпиков. Текущие стратегические темы также влияют на эпики, которые вытекают из портфеля или возникают локально. Так как Стратегические темы играют такую важную роль, Владельцы Бизнеса представляют их во время PI Планирования. Кроме того, стратегические темы помогают выравнить между собой Поезда Решения и входящие в них Релизные Поезда (ART).

Бюджеты и Направляющие Потоков Ценности

Стратегические темы оказывают большое влияние на Бюджеты и Направляющие потока создания ценности, определяя размер инвестиций и выделяя людей, необходимых для достижения стратегических результатов. Они помогают гарантировать, что бюджеты распределяются в соответствии с ценностью решений для бизнеса, а портфельные инвестиции направлены на правильное сочетание краткосрочных возможностей и долгосрочных стратегий.

Измерение Прогресса по Стратегическим Темам

Стратегические темы должны часто измеряться и оцениваться, независимо от того, написаны ли они в виде OKR или в другом формате. На рисунке 6 показан пример прогресса каждого ключевого результата, измеренного и оцененного с течением времени.

Рисунок 6. Прогресс в реализации стратегических тем регулярно измеряется и оценивается

Как правило, стратегические темы измеряются ежеквартально, часто в рамках Стратегического Обзора Портфеля. Таким образом, стратегические темы предлагают способ постоянного мониторинга прогресса, позволяя организации дальше развивать свой успех или предпринимать необходимые корректирующие действия.

Резюме

Стратегические темы обеспечивают бизнес-контекст для стратегии портфеля и принятия решений, связывая выполнение работы со стороны потоков ценности с глобальными целями предприятия. Они тщательно прорабатываются в процессе совместной разработки стратегии портфеля. Этот процесс синтезирует текущий контекст предприятия и портфеля в измеримые цели, отражающие наиболее важные стратегические, коммерческие и технические цели портфеля. Затем они направляют продуктовое мышление и действия Agile команд, Agile Release Train и заинтересованных лиц внутри всего портфеля для достижения убедительных бизнес-результатов.

Статья подготовлена по материалам Scaled Agile, Inc. и не является официальным переводом статьи «Strategic Themes».

Дополнительно почитать:

Бережливое Управление Портфелем (Lean Portfolio Management, LPM)

Беклог Портфеля 

WSJF

Конфигурация «Portfolio SAFe»

Применение OKR в SAFe

Мероприятия SAFe

 

Другие статьи в блоге

Координация и Доставка (Coordinate and Deliver)
Как координировать разработку и доставку решения, в создание которого вовлечены сотни людей? В статье описываются основные артефакты и практики, которые позволяют сохранить со-направленность для всех участников Поезда Решения.
Бизнес-ценность
Что такое бизнес-ценность? Как определить бизнес-ценность? Как измерять бизнес-ценность? Как внедрить бизнес-ценность в процесс принятия решений в организации?
Элементы эффективной системы обратной связи
В статье описаны элементы, которые необходимы для построения эффективной системы обратной связи.