Владелец Бизнеса (Business Owner)

22 июня 2022

«Трудно представить себе более глупый или более опасный способ принятия решений, чем передача этих решений в руки людей, которые не платят никакой цены за то, что они ошибаются.»

ТС
Томас Соуэлл
Экономист и историк

Владельцы Бизнеса в SAFe организации

Владелец Бизнеса — кто это?

Владельцы Бизнеса — это небольшая группа заинтересованных лиц, которые несут основную бизнес и техническую ответственность за управление, соответствие требованиям и окупаемость инвестиций (ROI) для Решения, разработанного Релизным Поездом (Agile Release Train, ART). Они являются ключевыми стейкхолдерами в Аgile Release Тrain, которые должны оценивать пригодность продукта/решения для использования и активно участвовать в определенных мероприятиях Релизного Поезда Аgile.

Владельца Бизнеса можно определить с помощью следующих вопросов:

  • Кто в конечном итоге несет ответственность за бизнес-результаты?
  • Кто может направлять этот поезд для разработки правильного решения?
  • Кто может говорить о технической компетентности решения сейчас и в ближайшем будущем?
  • Кто должен участвовать в планировании, помогать устранять препятствия и выступать от имени разработки, бизнеса и клиента?
  • Кто может утвердить и защитить планы на Инкремент Программы (Program Increment, PI), прекрасно зная, что они никогда не удовлетворят всех?
  • Кто может помочь координировать усилия с другими подразделениями и организациями в рамках Предприятия?

Ответы на эти вопросы определят Владельцев Бизнеса, которые будут играть ключевую роль в оказании помощи Релизному Поезду Agile (Agile Release Train, ART) в доставке ценности.

 Помимо прочей ответственности у этой роли есть конкретные обязанности во время PI Планирования (PI Planning).  На этом мероприятии Владельцы Бизнеса участвуют в постановке миссии, планировании, обзорах предварительных планов, проведении обзоров на уровне менеджмента и решении проблем. Они также присваивают бизнес-ценность Целям Команд на Инкремент Программы и утверждают план на Инкремент Программы.

 Владелец Бизнеса не «исчезает» после планирования. Активное и непрерывное участие Владельцев Бизнеса в каждом Инкременте Программы является определяющим фактором успеха каждого поезда.

Описание деятельности Владельца Бизнеса

Самоуправляемые, самоорганизующиеся Agile-команды и Релизные Поезда (Agile Release Train, ART) имеют важное значение для успеха SAFe. И это прежде всего обозначает значительное изменение в традиционном мышлении управления. Менеджерам больше не нужно непосредственно контролировать работу сотрудников, ставя им задачи и лично определяя способ выполнения этих задач.

Вместо этого они управляют, устанавливая миссию и видение. Они помогают командам с помощью коучинга и развития навыков. При этом менеджеры в значительной степени передаютчленам Релизных Поездов Agile полномочия по определению того, как они будут выполнять задачи. При этом переход к Lean-Agile способу работы не освобождает руководство от их основныхобязанностей. Они по-прежнему несут ответственность за развитие организации и ее сотрудников, улучшение операционной деятельности и бизнес-результаты.

Чтобы облегчить достижение этой цели, SAFe определяет обязанности Владельцев Бизнеса, ключевых менеджеров, которые направляют Agile Release Train к соответствующим результатам. SAFe рекомендует Владельцам Бизнеса выполнение определенных действий (виды деятельности). Это позволяет им выполнять свои обязательства перед предприятием, предоставляя командам возможность выполнять собственную работу наилучшим образом.

Владельцы бизнеса — это Lean-Agile лидеры, которые разделяют ответственность за ценность, доставляемую конкретным Agile Release Train. Они отвечают за понимание стратегических тем, которые влияют на поезд. У них есть знания о текущем контексте Предприятия, Портфеля и Потока Создания Ценности. Они участвуют в управлении и внесении изменений в Видение Программы и Дорожную Карту. Постоянное участие Владельцев Бизнеса в рамках всего Инкремента Программы служит важным Направляющим для управления расходами Agile ReleaseTrain в рамках Бережливых бюджетов (Lean Budgets).

Обязанности Владельца Бизнеса

Эффективный Владелец Бизнеса — это активный и вовлеченный Владелец Бизнеса, ежедневно выполняющий обязанности в рамках SAFe. Ниже описываются эти функции с точки зрения инкрементальной разработки и выполнения целей Инкрементов Программы.

До PI Планирования (PI Planning)

Время, предшествующее PI Планированию, является напряженным периодом для Владельцев Бизнеса, так как они:

  • Вносят свой вклад в деятельность по уточнению беклога (Backlog Refinement).
  • Участвуют в Пре-PI Планировании (PrePI Planning) по мере необходимости.
  • Понимают сами и помогают обеспечить, что бизнес-цели понятны и согласованы с ключевыми заинтересованными лицами поезда, включая Инженера Релизного Поезда (Release TrainEngineer, RTE), Менеджеров Продукта (Product Management) и Архитекторов Систем (System Architects).
  • Готовят коммуникацию по бизнес-контексту, включая вехи и значительные внешние зависимости, такие как зависимости от поставщиков.

Во время PI Планирования (PI Planning)

Важность роли Владельца Бизнеса во время PI Planning невозможно переоценить. Они:

  • Представляют соответствующие элементы бизнес-контекста в рамках программымероприятия PI Planning.
  • Готовы и доступны для участия в ключевых активностях, включая представление видения, обзор предварительных планов команд, присвоение бизнес-ценности целям команды на Инкремент Программы и утверждение финальных планов.
  • Играют основную роль в обзоре предварительных планов, понимая общую картину и то, как эти планы, взятые вместе, выполняют или не выполняют текущие бизнес-цели.
  • Следят за значительными внешними обязательствами и зависимостями.
  • Активно циркулируют во время PI Планирования, доводят до сведения команд бизнес-приоритеты и поддерживают договоренности и согласованность (выравненность) между заинтересованными лицами в отношении ключевых целей поезда.
  • Участвуют в обзоре планов на уровне менеджмента и встрече по решению проблем, чтобы посмотреть и скорректировать объем работ, решить проблемы и найти компромисс по мере необходимости.

Присвоение бизнес-ценности

Присвоение бизнес-ценности во время PI Планирования обеспечивает важный очный диалог между командой и ее наиболее важными заинтересованными лицами — Владельцами Бизнеса. Присвоение бизнес-ценности является возможностью для развития личных отношений между Agile-командами и Владельцами Бизнеса, выявления общих проблем, которые требуют взаимных обязательств. Эта процедура обеспечивает лучшее понимание бизнес-целей и их ценности. Пример приведен на рисунке 1.

Рисунок 1. Пример Целей Команды с присвоенной бизнес-ценностью на Инкремент Программы

При определении бизнес-ценности по шкале от 1 до 10 Владельцы Бизнеса обычно дают самые высокие оценки пользовательским фичам. Важно, чтобы во время присвоения ценности они также обращались за советом к техническим экспертам. Именно последние обладают знаниями, какие архитектурные и другие задачи позволят увеличить скорость (пропускную способность) команды в создании будущей ценности бизнеса. Таким образом, присвоение надлежащей бизнес-ценности Энейблерам помогает повысить скорость и демонстрирует поддержку закономерным технических вызовам, с которыми сталкивается команда.

Поскольку процесс реализации после PI Планирования содержит много нового и неожиданного, присвоение бизнес-ценности целям команд помогает последним находить компромиссы и делать незначительные корректировки в объеме работ. Таким образом, это позволяет командам доставлять максимально возможную выгоду для бизнеса. Эти цифры также впоследствии позволяют определить Меру Предсказуемости Программы (Program Predictability Measure) – ключевой показатель эффективности и надежности программы.

Во время мероприятия Inspect and Adapt

Inspect and Adapt (I&A) — это мероприятие, основанное на каденции. Оно дает возможность для всего поезда (Agile Release Train) собраться вместе, чтобы поразмышлять о прогрессе в достижении целей и выявить системные препятствия, с которыми сталкиваются его участники. Во многих случаях только Владелец Бизнеса может устранить выявленные проблемы. Во время мероприятия Владельцы Бизнеса также помогают оценить фактически доставленную ценность по сравнению с планом. После этого они участвуют в мастерской по решению проблем.

Во время выполнения Инкремента Программы

Работа Владельцев Бизнеса не завершается после окончания PI Планирования. Они играют постоянную роль в обеспечении успеха Инкремента Программы. Владельцы бизнеса:

  • Активно участвуют в поддержании согласованности бизнес-целей и разработки по мере неизбежного изменения приоритетов и объема работ.
  • Помогают валидировать и проверить определение Минимального Жизнеспособного Продукта (MVP) для Эпиков Программы. На основе доставленного MVP управляют принятием решения: «поворот» (pivot) или «продолжение работы» (persevere).
  • Посещают Демонстрации Системы (System Demo), чтобы увидеть прогресс в выполнении работ и дать обратную связь со своей стороны.
  • По мере необходимости посещают мероприятия Agile команд: Планирование Итерации (Iteration Planning) и Ретроспективу Итерации (Iteration Retrospective). Комментарий от Алексея Ионова, LeanAgile коуча: «В своей практике я обычно настоятельно не рекомендую посещение Владельцами Бизнеса Планирований и Ретро команд. Вместо этого намного эффективнее и менее деструктивно по отношению к командам посещение по необходимости мероприятий Улучшения Беклога (Backlog Refinement, он же груминг) и Обзора Итераций (Iteration Review)».
  • Участвуют в Управлении Выпусками (Release Management), уделяя особое внимание объему, качеству, вариантам развертывания, выпуску и рыночным аспектам.

Другие Обязанности

Владелец Бизнеса может иметь дополнительные обязанности, помимо описанных выше, в том числе:

  • Участвовать в Пре- и Пост-PI Планировании (Preand PostPI Planning) для Поезда Решения и помогать корректировать планы Релизных Поездов по мере необходимости.
  • Участвовать и давать обратную связь на Демонстрациях Решения относительно возможностей (капабилити) и подсистем, создаваемых Релизным Поездом (Agile ReleaseTrain, ART).
  • Активно устранять препятствия, особенно те, которые выходят за рамки полномочий ключевых заинтересованных лиц в поезде.
  • Участвовать, в некоторых случаях, в Управлении Бережливым Портфелем (Lean PortfolioManagement, LPM), Управлении Продуктом и Архитектурой Системы.
  • Помогать в привлечении инвестиций для улучшения Конвейера Непрерывной Доставки (техники и технологии разработки и доставки) для повышения оперативности Agile ReleaseTrain и качества его решений.
  • Помогать разрушать силосы, чтобы выравнивать разработку и операционную деятельность для создания культуры DevOps с общими обязанностями.
  • Выступать в качестве Владельца Эпика для управления крупными инициативами Предприятия.

Необходимо еще и еще раз подчеркнуть: активное участие Владельцев Бизнеса имеет решающее значение для успеха поезда.  

Статья подготовлена по материалам Scaled Agile, Inc.

Другие статьи в блоге:

Как организовать работу потоков ценности при разработке Крупного Решения?
В статье описываются три стратегии управления потоками создания ценности при разработке Крупных Решений: независимый поток ценности, вложенные потоки ценности и сеть потоков ценности.
Достижение измеримых бизнес результатов с помощью SAFe
Статья описывает подход, который позволяет показать ценность SAFe для бизнеса организации. Этот подход помогает бизнес- и технологическим лидерам повысить гибкость бизнеса, связывая результаты SAFe трансформации и бизнес-стратегию с помощью общих целей и ключевых результатов.
Беклоги Релизного Поезда (ART) и Поезда Решения
Что такое ART Backlog и Solution Train Backlog? Как создавать беклоги и поддерживать их в актуальном состоянии? Как управлять беклогом с помощью Канбан-систем? Как управлять Эпиками уровня ART и Solution Train?

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости и информацию о мероприятиях первыми!